ФИГАРО БАГЕТ

Реставрация и восстановление

ХРАНЕНИЕ ГРАФИКИ

Главными источниками опасности для сохранности коллекций графических произведений являются:

Первый из этих пунктов не зависит от нас, в каждом произведении искусства заложена тенденция к старению, и хранителям, или владельцам таких произведений приходится вести борьбу с законами природы. Но все остальное в наших руках, и составляет содержание предупредительной консервации, на которую и должно быть направлено основное внимание хранителей и владельцев.

Задачи консервации – замедлить процесс разрушения произведений искусства, стабилизировать их состояние. Главной задачей консервации является создание и постоянное поддержание в хранении и на экспозициях стабильного микроклимата и соответствующей освещенности предметов искусства.

Особое внимание должно быть уделено оформлению произведений искусства и условиям их экспонирования. При оформлении следует исходить из принципа сохранности произведения графики. Этому принципу должен соответствовать выбор, декоративного материала, контактирующего непосредственно с произведением искусства, а также организация освещенности в месте экспонирования.

Говоря о графике, мы имеем в виду не только рисунок, гравюру и литографию, но и акварель, гуашь, пастель, выполненные на бумаге, пергаменте, на кости и на других основах. Все эти музейные предметы относятся к группе органических материалов, чрезвычайно чувствительных к изменениям температурно-влажностного режима.

Оптимальные параметры микроклимата, при котором органические материалы сохраняются длительное время без ущерба и повреждений, следующие:

Несколько шире границы допустимых параметров, в этом диапазоне не происходит необратимых изменений материалов:

Температура выше +24о и относительная влажность ниже 40% ведет к обезвоживанию объекта и его механическому повреждению, относительная влажность выше 65% приводит к опасности биологического заражения. Сочетание температуры +24о и влажности 65% допустимо только на очень короткие промежутки времени.

Стабильность климата в помещении, где находится произведение искусства – это главное, поскольку резкие изменения температурно-влажностного режима вредят больше, чем незначительное постоянное отступление от нормы. Но подобное отступление от оптимального режима не должно выходить за рамки допустимых параметров, так как это может привести к необратимым изменениям в объектах, особенно из органических материалов.

Что происходит с графикой?

Бумага довольно стойка к переувлажнению, и до определенного предела изменения носят обратимый характер. При длительном переувлажнении происходят химические изменения в структуре волокон бумаги, а также возникает опасность биологического заражения. При снижении влажности бумага пересыхает, приобретает хрупкость и ломкость.

Пергамент при высокой влажности поглощает большое количество воды, набухает, приобретает прозрачность, увеличивается его площадь и объем, возможно возникновение плесени. При низкой влажности пергамент усыхает, деформируется, на нем образуются трещины и складки. Лист пергамента может усохнуть до 3/4 своего объема, и это явление необратимо.

Кость чрезвычайно чувствительна к изменениям режима: при высокой влажности происходит ее обесцвечивание и разложение, появляется плесень. При низкой влажности костяная пластинка теряет пластичность, появляются трещины, кость сокращается в размерах.

Красочный слой страдает в любом случае: при деформации основы он осыпается и отслаивается, а увеличение влажности вызывает набухание связующего.

Кроме температуры и влажности необходимо также учитывать скорость воздушных потоков, которая не должна превышать 0,1-0,2 м в секунду, причем воздухообмен должен идти постепенно, без резких скачков, необходимо также избегать прямого попадания воздушного потока на экспонаты.

Освещенность произведений искусства

Естественный и искусственный свет состоит из видимого света, а также из ультрафиолетовой и инфракрасной составляющих. Защищая произведения искусства, мы должны стремиться устранить самое разрушающее ультрафиолетовое излучение, свести к минимуму тепловое инфракрасное и ограничить видимое.

Решающее значение приобретает проблема освещенности для объектов, выполненных из органических материалов, особенно для произведений графики, которые относятся к группе наиболее чувствительных к воздействию света произведений искусства.

Повреждения, вызванные светом – выцветание бумаги и красок – практически необратимы. Особенно опасно воздействие ультрафиолетового излучения для акварелей, поскольку краска содержит чрезвычайно мелкие частички пигмента, которые лежат на поверхности материала и обесцвечиваются очень быстро.

Также быстро происходит фоторазрушение основы – пожелтение, уменьшение механической прочности, повышение хрупкости. Буквально через 3 месяца интенсивного облучения ультрафиолетом, бумажная основа теряет до 60% прочности. Разные материалы имеют различную светостойкость, более прочны к воздействию света пигменты, менее – пергамент, слоновая кость, самая слабая в этом перечне – бумага.

Допустимая граница освещенности для объектов третьей группы светостойкости, в которую входят произведения графики – 30-50 люкс, что может быть соотнесено с освещенностью подвала или ярким лунным светом.

Следует учитывать, что одна и та же степень повреждения объекта может быть результатом как кратковременного сильного облучения, так слабого, но длительного:

Если экспонировать графическое произведение в течение 10 часов при освещенности 300 лк – изменения красок будут заметны уже через 17 дней, если при 50 лк, то только через 100 дней. При суммарной годовой интенсивности освещения 1,5 млн. лк/час продолжительность практической жизни нестойких к свету объектов – 20 лет. При отсутствии ультрафиолетового излучения этот срок увеличивается в 6 раз.

По возможности для особо ценных произведений графического искусства следует исключить воздействие естественного освещения, поскольку именно оно, даже при отсутствии ярких солнечных лучей, содержит самую высокую долю ультрафиолетового излучения и является самым разрушающим по своему воздействию. Так, свет от облачного небосвода в 10 раз разрушительнее, чем от лампы накаливания, свет которой содержит меньше всего ультрафиолетовых лучей, по сравнению с другими источниками искусственного освещения. Недостатком ламп накаливания является высокая доля инфракрасных лучей, дающих тепло, поэтому лампы подобного типа должны быть расположены не ближе 1 метра к произведению искусства, и вне витрины.

Лампы дневного света – люминесцентные – экономичны, дают мало тепла, но процент ультрафиолета очень высок.

Галогенные лампы долговечные, но с очень высоким содержанием ультрафиолета.

Самыми лучшими являются волоконные осветители, дающие холодный свет без ультрафиолетовой составляющей.

В любом случае, предпочтительней рассеянный свет, не дающий бликов и точечной концентрации лучей.

Для защиты графических работ очень хорошо подходит специальное «музейное» стекло, защищающее благодаря специальным пленкам-фильтрам, от ультрафиолетового и инфракрасного излучений.

В редких случаях, если состояние оригинала не позволяет его экспонировать, можно заменить данное произведение графического искусства его факсимильной копией, при этом само произведение искусства может храниться в оптимальных условиях, без доступа света.

Оформление графических работ

Распространенным источником повреждения графических произведений является миграция кислот из тех материалов, которые соприкасаются с бумагой оригинала. Разрушение бумаги может усилиться из-за применения химически недолговечных материалов: бумаги или картона для подложки и паспарту, клеящих средств. Картон или бумага, применяемые для изготовления паспарту и задника должны быть бескислотными и выдержанными, то есть хорошо просушенными и ровными, иначе при высыхании они будут коробиться и деформировать экспонат. В идеале нужно применять бумагу и картон так называемого музейного качества, которую в багетных мастерских ФИГАРО БАГЕТ используют для оформления особо ценных произведений графического искусства. Картон для паспарту и задника музейного качества обладает набором свойств, позволяющих уменьшить вредное воздействие неблагоприятных условий внешней среды или неправильного обращения:

Обычным видом оформления особо ценных графических произведений в багетной матерской ФИГАРО БАГЕТ является паспарту из картона музейного качества, и задника из бескислотного картона белого цвета.

При оформлении графических работ с паспарту, между стеклом и поверхностью оригинала оставаётся воздушное пространство, что является идеальным и для хранения графических листов.

Только в оформленном виде постоянно должны храниться произведения, выполненные в технике пастели, угля, сангины, а также хрупкие миниатюры на кости и пергаменте. Для объёмных произведений искусства специалисты багетной мастерской ФИГАРО БАГЕТ изготавливают специальные витринки, чтобы защитить поверхность произведения от запыления и механических повреждений.

Особенно это важно для пастелей – ни в коем случае нельзя хранить пастель, не защищённую стеклом: удалить пыль с ее поверхности невозможно! Для миниатюр на кости и пергаменте профессиональное оформление играет ту же роль, что и подрамник в живописи – не дает основе коробиться при изменениях внешних условий. Чувствительность тончайшей костяной пластинки, лишенной стекла и рамы такова, что при неблагоприятных условиях и неумелом обращении она может просто свернуться в трубочку, и для исправления подобной деформации потребуются усилия опытного реставратора.

Методы монтажа имеют очень большое значение для сохранности особо ценных произведений графики. Распространенным в багетной мастерской ФИГАРО БАГЕТ является метод крепления при помощи так называемых «лапок» или шарниров – клеевых бумажных полосок. Размер и количество «лапок» мастер подбирает в зависимости от размера экспоната. «Лапки» приклеиваются так, чтобы при необходимости можно было осмотреть оборот оригинала. Бумага для «лапок» должна отвечать основным требованиям, предъявляемым ко всем монтировочным материалам, а по толщине соответствовать бумаге оригинала. Лучшей бумагой является длинноволокнистая японская бумага, нарезанная таким образом, чтобы сгиб «лапки» приходился поперек, а не вдоль волокон.

Готовые лапки мажут клеем и приклеивают сначала к оригиналу, затем к подложке, накладывая поверх небольшие грузики через прокладочную бумагу. Графическая работа всегда приклеивается только к подложке и никогда к паспарту!

«Лапки» клеятся только к верхней части листа – это обеспечивает бумаге известную свободу и не дает ей деформироваться при изменении линейных размеров, вызванных повышением или понижением влажности. Графический лист, жестко закрепленный по всем сторонам, а тем более сплошь по всему периметру, может быть просто разорван.

Клей для монтажа особо ценных графических работ, применяемый в багетной мастерской ФИГАРО БАГЕТ соответствует реставрационным нормам. Наши мастера работают только мучным и крахмальным клейстером или рыбьим клеем, приготовленным по рецептам ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, либо исползуются специальные полоски бумаги «Filmoplast», которые имеют музейное качество и являются обратимыми

При монтаже особо ценных графических произведений искусства категорически нельзя загибать и обрезать поля экспоната. Запрещается использовать при монтаже любые виды канцелярских клеев, клеящие карандаши, ПВА, силикатный или казеиновый клей, клеящую ленту (скотч).

Нельзя приклеивать этикетки прямо на экспонат. Этикетки клеятся только на паспарту, или на раму.

Если необходим ещё более щадящий метод монтажа, при которых к листу оригинала не приклеивается ничего, специалисты багетной мастерской ФИГАРО БАГЕТ используют монтаж в уголки. Имеются специальные уголки из прозрачного полимера, либо из бумаги музейного качества. Размеры их зависят от размеров произведения графики и окошка паспарту. Больше всего подобный монтаж подходит для произведений, выполненных на картоне, плотной бумаге или имеющих картонную подложку – то есть для произведений, обладающих достаточной механической прочностью.

Другой способ монтажа графических произведений, применяемый в багетной мастерской ФИГАРО БАГЕТ требует применения узких бумажных полосок, которые накладываются сверху на поля экспоната по всем четырем сторонам, а их свободные концы, выходящие на подложку, прикрепляются к подложке клеящей лентой или клеем. При таком креплении экспонат не коим образом не повреждается. Единственное требование: клеящая лента не должна соприкасаться с оригиналом.

Особенное внимание следует обращать на демонтаж, при котором и наносится наибольшее количество повреждений. Демонтажом должен заниматься либо реставратор, либо тот же специалист, который монтировал произведения, либо другой высококвалифицированный мастер, знакомый с методами оформления музейных графических работ.

Хранение графики в домашних условиях

В домашних условиях достаточно соблюдать несколько простых правил, который позволят наслаждаться графическим произведением искусства долгие годы без ущерба для экспоната:

Valid XHTML 1.0 Strict

Protected by Copyscape Unique Content Checker