ФИГАРО БАГЕТ

Реставрация и восстановление

ХРАНЕНИЕ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ

Сохранность масляной живописи, так же как и сохранность прочих произведений искусства, определяется целым рядом факторов. Среди них выделим те, обеспечение которых зависит от хранителя или владельца произведения искусства, а в период реставрационных работ — от реставраторов. Наиболее важными условиями, влияющими на сохранность произведения искусства являются:

Температурно - влажностный режим

Главным фактором, определяющим состояние произведений живописи, является температурно-влажностный режим. Он замедляет или стимулирует химические, механические и биологические процессы, влияющие на сохранность произведения. Естественно, что соблюдение оптимального температурно — влажностного режима — главная забота хранителя или владельца произведения искусства. Температурно — влажностный режим зависит в первую очередь от климатических условий, от системы отопления и вентиляции внутри помещения. Влажность наружного воздуха, его загрязненность, суточные и сезонные колебания температуры влияют на режим внутри здания. Значение имеет даже расположение здания — за пределами города находится место хроанения, или внутри городской застройки.

В отапливаемых помещениях оптимальным уровнем относительной влажности воздуха при температуре от 15 до 21° С считается влажность в пределах от 50 до 60%. В этих условиях живопись, или другое произведение искусства приобретают стабильную влажность. При этом наименее вероятно возникновение нежелательных биологических или физических процессов, могущих привести к разрушению красочного слоя или основы произведения искусства. Основная причина насыщения воздуха влагой в хорошо защищенном помещении:

Загрязнители воздуха

Воздух городов сильно загрязнен сернистым газом, сероводородом, аммиаком, двуокисью азота, а также дымом, пылью и другими вредными для живописи веществами.

Все коррозионно-активные газы (SO2, SO3, HCl, NH3, NO2) разрушают поверхности металлов, на которых бывают исполнены произведения масляной живописи. Пыль — аэрозоли различного состава. Она состоит главным образом из мелких минеральных и органических частиц. В культовых помещениях к ним добавляется значительное количество аморфного углерода от сгорания свечей и масел. Частицы его адсорбируют из воздуха агрессивные газы и пары воды, увеличивая таким образом их концентрацию на поверхности живописи.

Организация оптимального храниения произведений искусства

Внутренние помещения необходимо оберегать от перепадов влажности и резких колебаний температур. Оконные проемы в помещении, где находятся произведения искусства, должны быть снабжены двойными рамами или рамами с двойными стеклами. Желательно, чтобы входные двери имели тамбур. В зимний период и дождливые дни необходимо следить за стабильностью влажности воздуха в помещении. В периоды начала и окончания отопительного сезона, температурно — влажностный режим в помещении будет оптимальным в том случае, если температура в помещении начнет постепенно подниматься или опускаться (примерно на 1° С ежедневно — для помещений жилого типа). В общественных зданиях с большим внутренним объемом и сложным членением пространства температуру в холодное время года при наличии отопительной системы надо поддерживать на уровне не ниже +10° С. Скорость изменения температуры не должна превышать 1,5— 2° С (а при проветривании 1° С) в сутки. Регулирование температуры в помещениях следует сочетать с естественным проветриванием или вентилированием. С его помощью изменяются влажность и температура воздуха, скорость его потока, удаляются скопившиеся в помещении газы. При проветривании не следует допускать резких скачков температуры и влажности внутри помещения, не следует направлять поток воздуха на места расположения произведений искусства. Важно следить за изменениями температурно — влажностного режима по измерительным приборам. В жаркие дни проветривание лучше проводить в утренние или вечерние часы, а днем для проветривания помещения не открывать окна и двери на солнечную сторону.

Повышение или понижение относительной влажности воздуха в помещении даже на 5 % приводит к влагообмену между материалами произведения живописи и воздушной средой, что влечет за собой набухание или усушку частей произведения. Изменение влагосодержания в каждом из материалов ведет, таким образом, к увеличению его объемов (набухание) или к их уменьшению (усушка). Различные материалы реагируют на это по-разному. Если красочный слой имеет кракелюры, соли с воздухом и влагой проникают через них, приводя к расширению, деформации и, как следствие, отслаиванию частичек живописи от холста или другой основы.

При повышенной влажности воздуха в помещении, на произведениях искусства могут появиться плесневые грибки, которые «питаясь» основой живописи (холст, дерево, бумага), могут привести к полной утрате целостности произведения искусства.

Живопись на деревянной основе (досках, отесанной поверхности бревен) и на холстах, наклеенных на древесину, очень чувствительна к колебаниям температурно — влажностного режима. Малоэластичный слой масляной живописи не способен набухать и усыхать вместе с древесиной. Изменение параметров древесины (в результате насыщения водой стенок древесного волокна), приводит к ослаблению связи между основой и красочным слоем. Кроме того, повышенная влажность является причиной поражения древесины плесневыми грибками, бактериями и даже водорослями. Постоянное движение волокон древесины от переизбытка или недостатка влаги приводит к трещинам вдоль волокон. Трещины эти разрывают красочный слой и даже ткани, наклеенные на его поверхность именно в целях предотвращения разрывов красочного слоя.

Волокна в нитях холста свободны. Они соединены (скручены вместе) при производстве нитей. Нити в тканях сгруппированы в две системы: основу и уток. Они расположены во взаимно-перпендикулярных направлениях. При набухании и усушке они приобретают большую подвижность как в поперечном, так и в продольном направлениях. От этого, при смене температурно — влажностного режима, холст либо провисает, либо сильно натягивается, что, в свою очередь, растягивает или сжимает грунт и красочный слой масляной живописи — и они растрескиваются. Из-за попеременного набухания и усушки нити холста пребывают почти в постоянном движении, вследствие чего происходит их взаимное истирание и, как результат, обветшание всей ткани. Целлюлоза волокон ткани, поглощая с влагой кислород, окисляется, нити становятся хрупкими, неэластичными, утрачивают механическую прочность. Повышение температуры до 25 — 30° С при относительной влажности ниже 50% приводит к пересыханию волокон холста. Клеевой и эмульсионный грунты со временем становятся ломкими, вызывая повреждение красочного слоя. Для масляной живописи на холсте также опасно и пребывание в условиях 70—75%-ной влажности воздуха в теплом помещении. Насыщаясь влагой, холст, клеи и грунт не только набухают, но и загнивают: в них развиваются гнилостные бактерии и, при постоянно повышенной влажности воздуха, прорастают споры плесневых грибов. Плесень покрывает в первую очередь невидимую тыльную сторону холста, натянутого на подрамник. Холст сгнивает. Грунт распыляется. Красочный слой утрачивает прочную основу, отстает от грунта, растрескивается, осыпается. Если в красочном слое уже имелись кракелюры, то плесневые образования выходят через них на лицевую сторону произведения, воспроизводя контуры трещин. Поэтому борьба с плесневыми образованиями должна вестись не с лицевой стороны произведения, где они вторичны, а с тыльной, со стороны холста, именно оттуда идет прорастание плесени.

Металлические основы. Для масляной живописи использовали и продолжают использовать листы меди, железа, цинка, алюминия. Сам слой масляной живописи способствует защите поверхности металлов от коррозии. Однако коэффициенты температурных расширений металлов значительно превосходят те же коэффициенты у красок. Разность в коэффициентах приводит к разрывам и осыпаниям красочного слоя и открывает доступ влаге непосредственно к поверхности металла. Все металлические основы сами по себе способствуют конденсированию влаги на поверхности красочного слоя при перепадах температуры и влажности. Поэтому они хорошо держат красочный слой только в помещениях с нормальным температурно — влажностным режимом.

Хранение живописи в домашних условиях

В домашних условиях правильнее, наверное, меньше думать о возрастных проблемах своих произведений. Нужно помнить: они созданы, чтобы приносить удовольствие. Тем более, что средства, методы и технологии реставрации постоянно совершенствуются. Лучше уделять внимание обычным правилам хранения живописи в условиях квартиры. Они сводятся к тому, чтобы:

Valid XHTML 1.0 Strict

Protected by Copyscape Unique Content Checker