ФИГАРО БАГЕТ

Мировые шедевры живописи

Клод Лоррен

Клод Лоррен. Портрет

Творческая карьера Клода Лоррена охватывает почти целое столетие. Его ранние работы датируются концом 1620-х годов, и за свою жизнь его стиль подвергся значительным изменениям. В начале творческого пути Лоррен писал небольшие работы с пасторальными фигурами на холсте или меди, затем порты с заходящим солнцем. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой. Часто это иллюстрации «Энеиды» Вергилия.

Сведений о детстве художника крайне мало. Родился он в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище — Лотарингец (по-французски — Лоррен). Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву. В возрасте 13 лет в 1613 году Клод приезжает в Италию, где пройдёт 10 лет его жизни. Сначала он становится слугой художника Кавалера Арпино, затем Агостино Тасси. Вместе с Тасси и немецким пейзажистом Готфридом Вальсом в 1618-20 работает в Неаполе, затем — в Риме. Ни одна работа живописца, созданная в этот период жизни не сохранилась.

В 1625 Лоррен через Венецию и Баварию возвращается в Лотарингию, где работает помощником Клода Дерюэ, выполняя фрески в Нанси. Но уже через год, в 1627 возвращается в Рим. С тех пор Италия становится его новой родиной.

К 1629 относится первая сохранившаяся до наших дней картина «Пейзаж со стадом и крестьянином». С 1630 года он начинает вести каталог своих картин, где пишет каждую картину с записью даже имени покупателя. Таким образом он задукоментировал почти 200 своих работ на протяжении 50 лет.

В 1629-35 Клод Лоррен пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути, а в конце 1630-х гг. живописец становится одним из ведущих пейзажных мастеров Рима. В 1633 принят Клод был принят в Академию св. Луки, в 1643 — в «Конгрегационе деи виртуози», а также входит в «Клуб перелетных птиц», содружество иностранных художников в Риме, где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище «огнепоклонник».

Его ближайшими друзьями стали Никола Пуссен и Питер ван Лар, с которыми он обычно отправлялся на этюды за стены города. В доме Лоррена подолгу жили многие художники, прибывавшие в Рим, среди них его первый биограф Иоахим фон Зандрарт и голландский пейзажист Германн ван Сваневельт.

Вдохновителями Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы — нидерландец Пауль Брилль, немец Адам Эльсхеймер. Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба. Лоррен лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката, и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к замысленной им картине, достигая высшей правдивости, не известной до него.

Его мастерство достигло таких высот, что ещё на протяжении двух столетий его картины являлись образцом для подражания художников.

Известны многие именитые покупатели картин Лоррена. Одним из них был французский посол в Ватикане, купивший у Лоррена в 1637 году две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолеем».

В 1639 году испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ, которые ныне находятся в музее Прадо. Среди них два пейзажа с отшельниками.

Из других заказчиков необходимо упомянуть Папу Урбана VIII, купившего 4 работы, кардинала Бентивоглио, принца Колонну.

Последняя работа Лоррена «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» закончена в год смерти художника, и считается настоящим шедевром.

Лоррен не был женат, но имел дочь Агнесс, родившуюся в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество, в том числе клавесин, пресс для печатания гравюр и каталог своих картин «Liber veritatis».

Умер Клод Лоррен в 1682 году в Риме.

Клод Лоррен. Прощание Энея с Дидо в Карфагене, 1676, 120x149 Клод Лоррен. Апполон и музы на горе Хелион (Парнас), 1680, 98x135 Клод Лоррен. Апполон, охраняющий стадо Адмета, 1654 Клод Лоррен. Похищение Европы, 1667, 134,6х101,6 Клод Лоррен. Embarkation of St Paula Romana at Ostia, 1637-1639, 211х145 Клод Лоррен. Эрминия и пастух, 1666 Клод Лоррен. Гавань на закате, 1643, 74х99 Клод Лоррен. Гавань. Сцена со скорбящим Гелиадом, 1640, 125,5х175,5 Клод Лоррен. Идеальный пейзаж. Бегство в Египет, 1663, 193х147 Клод Лоррен. Призрачный вид Тиволи, 1642, 21,6х25,7 Клод Лоррен. Итальянский прибрежный пейзаж, 1642, 97х131 Клод Лоррен. Landscape with Acis and Galathe, 1657, 100х135 Клод Лоррен. Пейзаж с Энеей на Делосе, 1672, 100х134 Клод Лоррен. Пейзаж с Апполоном и Меркурием, 1660, 74,5х110,5 Клод Лоррен. Пейзаж с Апполоном и Меркурием, 1660, 74,5х110,5 Клод Лоррен. Пейзаж с Кефалом и Прокридой, объединившейся с Дианой, 1645, 102х132 Клод Лоррен. Пейзаж с танцующими фигурами, 1648, 149х197 Клод Лоррен. Пейзаж с купцами, 1630, 97,2х143,6 Клод Лоррен. Landscape with Noli Me Tangere Scene, 1681, 84,5х141 Клод Лоррен. Landscape with Paris and Oenone, 1648, 119х150 Клод Лоррен. Отдых на пути в Египет, 1666, 116х157 Клод Лоррен. Пейзаж с пастухами, 1645-1646, 68,8х91 Клод Лоррен. Пейзаж с нашедшимся Моисеем, 1637-1639, 209х138 Клод Лоррен. Отдых на пути в Египет, 1647, 102х134 Клод Лоррен. Marine with the Trojans Burning their Boats, 1643, 105х152 Клод Лоррен. Порт. Одиссей, покидающий страну, 1646, 119х150 Клод Лоррен. Порт. Посадка святой Урсулы, 1641, 113х149 Клод Лоррен. Порт. Вилла Медичи, 1637, 102х133 Клод Лоррен. Морской порт. Посадка царицы Савской, 1648, 148х194 Клод Лоррен.Кампо Ваччино, Рим, 56х72 Клод Лоррен. Высылка Агари, 1668, 107х140 Клод Лоррен. Милл, 1631, 62х85 Клод Лоррен. Деревья. Акварель Клод Лоррен. Одиссей возвращает Крайсис её отцу, 1648, 119х150 Клод Лоррен. Вид Дельф, 1672, 102х127 Клод Лоррен. Вид Кампаньи, акварель Клод Лоррен. Вид Тиволи, акварель Клод Лоррен. Вид Дельф, 1672, 102х127 Клод Лоррен. Пейзаж с пастухами. Понт Молл, 1645, 74х97

Valid XHTML 1.0 Strict